интересные лекции по истории искусства в нашем виртуальном классе

В пространстве живописи

10 Апрель, 2016 (09:50) | дополнительные материалы | By: chandra

Один-единственный тон — это только цвет, два тона — это аккорд, это жизнь.

Анри Матисс

Для чего художник закрепляет холст на подрамнике, грунтует его, берет в руки палитру и кисти? Для этого есть много причин, но главные из них, возможно, такие. Одна — это создание своего виртуального мира, в котором художник живет, мира внутреннего и очень личного. И вторая — поделиться с другими своими наблюдениями, мыслями, впечатлениями, считая их общественно значимыми. Иногда эти причины совпадают, иногда — нет. Матисс говорил: “Задачей живописи не является изображать события истории, описания которых можно найти в книгах. Живопись служит художнику, чтобы выразить свое внутреннее видение” и “Я не могу копировать натуру, где чувствую себя зажатым. Натура должна интерпретироваться и согласовываться с духом картины. Все мои цветовые связи должны привести к гармонии, подобной гармонии в музыке”.

“Чувствую себя зажатым…” — это не просто слова, а желание обрести внутреннюю свободу, которая диктует выбор формы. Ведь искусство — это прежде всего форма, которую выбирает художник. И, может быть, поэтому живописное пространство второй половины XIX и начала XX века было заполнено не только реалистической, но и абстрактной живописью. Великим представителем абстрактного искусства был Василий Кандинский. В одной из своих теоретических работ он писал: “…я создал абстрактную живопись”. Это не совсем так или частично не так. Возможно, он первый постулировал теоретические основы направления, пытаясь обнаучить свои искания. Но о первичности линии, геометрической формы в живописи говорил еще П. Сезанн, а многообразие пространства цвета можно видеть в полотнах полинезийского периода П. Гогена. А если посмотреть еще раньше, то отход от предметного изображения в чисто живописное начали импрессионисты, у которых вибрация, дрожание цвета рождали размытость контура и в целом рисунка. Наверное, они были первыми художниками, которые считали, что основным содержанием картины является форма — цвет, бегущая прерывистая линия рисунка, отражающие и образ изображаемого предмета, и первичное эмоциональное живописное восприятие увиденного. Литературное, повествовательное содержание картины для них было вторичным.

Виктор Левенгарц 

фрагмент статьи ” Пространство живописи”. Нева 2007, 2

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Contact Form
Use the contact form

Name:

E-mail:

Message: