интересные лекции по истории искусства в нашем виртуальном классе

Симон Ушаков,царский изограф XVII века

17 Февраль, 2017 (04:00) | дополнительные материалы | By: chandra

Ушаков – основатель и теоретик нового стиля живописи, чье влияние на развитие русского искусства трудно переоценить.

Икон, написанных Ушаковым, сохранилось до нашего времени много, но большинство искажено позднейшими записями и реставрациями.  Например, на иконе с двойным названием «Похвала Владимирской иконе Божией Матери» или «Древо государства Российского» надпись с датировкой была перекрыта живописным слоем XIX века. В результате удалось установить подлинную дату – 1663 год. Это произведение не имеет аналогов.

Посмотреть полный размер

 

Симон Ушаков . Древо государства Московского (Похвала Богоматери Владимирской).1668
Дерево, темпера 105 х 62

«На иконе митрополит и князь поливают из сосуда это древо: духовная и государственная, светская власть взращивают это дерево, на ветвях которого располагаются 20 медальонов, в которых святые – живые, реальные участники событий русской истории, которые способствовали прославлению Российского государства», – рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Наталья Шередега.

Внизу на изображении кремлевской стены в среднике надпись с датой; справа в нижнем углу авторская подпись: А писал сии образъ его государевъ зографъ Пимин зовомый Симон Ушаковъ. На фоне Успенского собора изображены первый московский митрополит Петр и князь Иван Данилович Калита. Они сажают и поливают дерево, которое как бы прорастает сквозь Успенский собор, заполняя ветвями всю поверхность иконы. На ветвях древа – медальоны с изображением московских святых, а в центральном самом большом медальоне – образ Богоматери Владимирской. За кремлевской стеной стоят царь Алексей Михайлович и его первая жена Мария Ильинична, урожденная Милославская, с детьми. Наверху в облаках Спас, вручающий парящим ангелам венец и ризу для Алексея Михайловича: царь небесный венчает царя земного. Изображения святых в медальонах располагаются снизу вверх с некоторыми отступлениями от исторической последовательности, как бы сообразуясь с «ростом» дерева. На левой ветви, за митрополитом Петром представлены отцы русской церкви: митрополиты Алексий, Киприан, Иона, Фотий и Филипп, патриархи Иов и Филарет, цари Михаил Федорович, Феодор Иоаннович, царевич Дмитрий. На правой ветви в первом медальоне изображен дед Ивана Даниловича Калиты князь Александр Невский в одежде схимника. За ним – основатели и настоятели близких к Москве монастырей – преподобный Никон Радонежский, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Савва Сторожевский, преподобный Пафнутий Боровский преподобный Симон безмолвник, преподобный Андроник и московские блаженные Максим, Василий, Иоанн Большой колпак.


Посмотреть полный размер

Симон Ушаков . Спас Нерукотворный. 1658 дерево, темпера.53 х 42

Икона Симона Ушакова “Спас Нерукотворный” происходит из церкви Троицы в Никитниках в Москве (построена и расписана в 1628–1653 годах). В нижней части иконы, под платом, сохранилась надпись: “Писал государев иконописец в лето [7166(1658)] Симон Федоров Ушаков”. Плат и надпись поновлены в XIX веке. Икона из церкви Троицы в Никитниках является самым ранним из дошедших до нас многочисленных изображений Нерукотворного Спаса, которые были исполнены Симоном Ушаковым и мастерами его круга. Уже в этой иконе в полной мере проявились те новые живописные приемы, которые определили своеобразие его творчества. Икону отличает не только более натуральная передача черт лика, но и светотеневая моделировка объема, создаваемая с помощью сложной системы плавей, в которой чередуются более темные и более светлые тона. Для смягчения переходов на заключительном этапе работы они дополнительно подгоняются, “притушевываются” друг к другу. Вместе с тем освещенность лика здесь (в отличие от европейской живописи) не мотивирована никаким реальным источником света. Кроме того, само расположение световых бликов следует традиции, которую можно проследить начиная с XIV века. В самой истории Нерукотворного образа Симон Ушаков и его современники находили определенные идейные и эстетические ориентиры. Этот образ неоднократно упоминается в эстетическом трактате иконописца Иосифа Владимирова, друга и сподвижника Симона Ушакова. Согласно Иосифу Владимирову, “не описанный по Божеству” Христос “описуется по плотскому смотрению, яко сам показа образ своего подобия, ибо преже не могущу зографу личнаго ради облистания и светлости списать образ Христа”. Именно этот “плотский” облик Христа, запечатленный в Нерукотворном образе, становится главным предметом иконописания. Он должен быть передан как можно более точно, то есть “светло и румяно, тенно и живоподобне”. Освященный преданием, Нерукотворный образ Спасителя представлял собою самый авторитетный образец для всякого иконописца. Необходимость точного следования образцам, отчетливо сформулированная в культуре XVII века, соединялась в иконах Ушакова со стремлением к передаче “живоподобия” для сохранения точности свидетельства. Это сочетание предопределило поиск идеального типа лика Христа, своего рода нового канона, который был положен в основу целой серии более поздних изображений.


Раскрытием иконы «Спас нерукотворный» Дмитрий Суховерков занимался год. При исследовании удалось обнаружить подлинный лик Спаса. Сохранился и авторский красочный слой. Также была найдена подлинная подпись Симона Ушакова. «Нам удалось прочесть полностью первоначальную подпись Симона Ушакова. Звучит она так: “От сотворения Бога слова 1661″, то есть 1661 год – время создания иконы», – делится художник-реставратор отдела научной реставрации древнерусской живописи Дмитрий Суховерков.


 

Посмотреть полный размер

Симон Ушаков .Богоматерь Елеуса Киккская .1668
дерево, темпера 130 х 76

Икона Симона Ушакова “Богоматерь Елеуса Киккская” происходит из местного ряда главного иконостаса церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве (построена в 1667–1668 годах). В левом нижнем углу иконы, под свитком, сохранилась подпись: “Лета господня [7176(1668)] писал Пимин Феодоров зовом Симон Оушаков”. Надпись-название иконы “Елеуса Киккотисса” исполнена на греческом языке. На свитке у Христа греческая надпись: “Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя” (Ис. 61: 1–2). Русский перевод надписи исполнен над свитком, непосредственно на фоне, золотыми буквами. Одежды Богоматери необычны по цвету: мафорий не темно-коричневый, а светлый, розоватый, с зеленой подкладкой. И мафорий, и нижнее одеяние, близкое по цвету подкладке мафория, украшено золотым орнаментом. Ассист кладется не отдельными штрихами, а почти сплошь покрывает одежды Богоматери и Христа. Отличается и техника его наложения: он исполнен не листовым золотом, а твореным (твореное золото растирали с гуммиарабиком и наносили кистью, как краску). Икона Симона Ушакова является одним из списков древней чудотворной иконы Богоматери с острова Кипр, находившейся в мужском монастыре на горе Киккос. Если датировать древнейшую икону “Богоматерь Киккская” X или XI веком (в соответствии с преданием), то ее можно рассматривать как один из ранних вариантов иконографического типа “Богоматерь Взыграние Младенца” (этот иконографический тип окончательно складывается в XIII–XIV веках). В середине XVII века на Руси усиливается интерес к древним византийским святыням и, прежде всего, к чудотворным богородичным иконам. “Богоматерь Елеуса Киккская”, исполненная Симоном Ушаковым, может быть рассмотрена как свидетельство подобного интереса к древним святыням православного мира, одной из главных причин чего было стремление восстановить в первоначальной чистоте древние иконописные традиции. Однако в поздних репликах с греческих икон, к которым, как правило, обращались русские иконописцы, эти традиции были уже в значительной степени “разбавлены” воздействием европейской живописной культуры.


Иконография Симона Ушакова – единственная в своем роде. Блестящий мастер цвета, основоположник стиля живоподобия, художник старался показать в богочеловеке Христе не только божественное, но и человеческое начало.

Новости культуры

https://www.tretyakovgallery.ru

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники