интересные лекции по истории искусства в нашем виртуальном классе

Роковые женщины Климта

30 Октябрь, 2015 (23:07) | дополнительные материалы | By: chandra

В качестве дополнения к завтрашнему “Сецессиону”

В женщине художник видел, прежде всего, нечто роковое, повелевающее мужчиной, живущее инстинктами и завлекающее в мир своих страстей. В целом такая интерпретация женской сущности была характерна для эпохи символизма.

 :

«Афина Паллада» (1898, Исторический городской музей, Вена) как раз представляет тип женщины-победительницы, властвующей над мужчиной. Недаром в одной руке она держит древко своего копья, подобно скипетру, а в другой — шар державы (оба — атрибуты царской власти) с откровенно эротической женской фигуркой наверху. В этой работе Климт использовал много золота, которое помимо декоративных функций имеет символический смысл: золотой традиционно является цветом богов. К нему художник еще вернется в зрелом периоде своего творчества, который так и будет назван — «золотым». Воинственная Афина стала первой из сонма роковых женщин Климта.

000

 

В 1899 мастер шокировал добропорядочную публику картиной «Nuda Veritas» («Обнаженная истина», Австрийская национальная библиотека, Вена), на которой в полный рост была предельно натуралистично изображена полностью раздетая женщина с копной рыжих волос и одним лишь зеркалом в руке — зерцалом истины. Общество, воспитанное на идеализированной наготе исторических или античных героинь, не смогло принять образ обнаженной современницы. Широкая рама, оформляющая и дополняющая полотно, содержит надпись — цитату немецкого поэта Фридриха Шиллера: «Твои дела и твое искусство не могут нравиться всем: делай то, что считаешь пра¬вильным, для блага немногих. Нравиться слишком многим — плохо». Здесь словно выражено мнение художника о его отношении к эпатируемой публике.

 :

Образ роковой женщины появляется и в первом варианте полотна «Юдифь» (1901, Австрийская галерея Бельведер, Вена). В истории мировой живописи художники часто обращались к этой библейской героине и представляли свое понимание ее поступка. Бесстрашная Юдифь, которая ради блага своего народа провела ночь с противным ей предводителем вражеского войска и отрубила ему голову, воспринималась героиней, пожертвовавшей своим телом во имя свободы соплеменников. Климт же увидел в ней женщину, при помощи своих чар подчинившую себе мужчину и отнявшую его жизнь. Эта работа вновь вызвала общественное негодование: выражение лица красавицы передает не что иное, как переживание ею физического блаженства. Юдифь в интерпретации Климта теряет героический ореол и приобретает качества «кастрирующей женщины» (терминология Фрейда), отнимающей у мужчины силу, держащей его в страхе, то есть психологически кастрирующей. В этой работе уже очевидно проникновение орнамента в одежды изображаемых фигур. В дальнейшем в картинах живописца орнаментация выходит на пер¬вый план. Обилие золота предвосхищает «золотой период» творчества мастера. Образу роковой Юдифи Климта можно найти параллели в поэзии символиз¬ма; французский поэт Шарль Бодлер, например, так описывает маняще-убийственную женскую красоту в стихотворении «Гимн красоте» (перевод Эллиса):

… Прислал ли ад тебя, иль звездные края?
Твой Демон, словно пес, с тобою неотступно;
Всегда таинственна, безмолвна власть твоя,
И все в тебе — восторг, и все в тебе преступно!
С усмешкой гордою идешь по трупам ты,
Алмазы ужаса струят свой блеск жестокий,
Ты носишь с гордостью преступные мечты На животе своем, как звонкие брелоки…
… Будь ты дитя небес иль порожденье ада,
Будь ты чудовище иль чистая мечта,
В тебе безвестная, ужасная отрада!
Ты отверзаешь нам к безбрежности врата.
Ты Бог иль Сатана? Ты Ангел или Сирена?
Не все ль равно: лишь ты, царица Красота,
Освобождаешь мир от тягостного плена,
Шлешь благовония и звуки и цвета!

Klimt - wow, details on the hair!:

Пленительные женские образы встречаются также в произведениях Климта, изображающих жительниц подводного мира: «Течение» (1898, частное собрание»), «Серебряные рыбки» (1899, Центральная сберегательная касса Вены), «Золотые рыбки» (1901—1902, частное собрание), построенные на сексуальных ассоциациях.

Из книги: Великие художники
ТОМ 55 «Густав Климт»

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Write a comment





Contact Form
Use the contact form

Name:

E-mail:

Message: