интересные лекции по истории искусства в нашем виртуальном классе

О Камероне

15 Май, 2017 (13:15) | видеогалерея, дополнительные материалы | By: chandra

Люблю этого архитектора.

О судьбе архитектурного памятника XVIII столетия, созданного шотландским зодчим Чарлзом Камероном по заказу Екатерины II. О всех периодах жизни комплекса Холодных бань в Царском Селе, включая масштабную реставрацию последних лет.

Зодчий Чарлз Камерон. Талант архитектора восхищал его покровительницу – императрицу Екатерину II. Однако своенравие Камерона и баснословные счета за работы со временем насторожили государыню. Зодчий мечтал стать выдающимся мастером и предвкушал всеевропейскую славу.

Charles Cameron 1800s.jpg

В 1766 году он отправляется за наукой в Рим, а по возвращении из Италии в 1772 году пишет книгу «Термы римлян». Хотя этот труд, с собственными рисунками Камерона, был высоко оценен и соотечественниками, и иностранными специалистами (даже Екатерина Великая упоминает об этой книге в своей переписке), найти на родине хорошую работу по специальности Чарльзу так и не удалось.

Он с радостью принимает приглашение из России и в 1779 году оказывается в Санкт- Петербурге. Здесь его ждет официальный прием увлеченной античностью и заинтересованной в нем императрицы, подписание контракта на 3 года и весьма солидное жалование – 1800 рублей в год. Причем впоследствии контракт неоднократно продлевался, а жалование увеличивалось.

Камерон строит собственный дом и женится на Екатерине, дочери придворного садовника Иоганна Буша. Здесь он располагает свою знаменитую библиотеку, большую часть собрания которой он привез из Англии.

В том же 1779 году, осенью, Чарльз Камерон начинает работы в Павловске, только что подаренном императрицей Екатериной II своему сыну Павлу I. Задача зодчего – обустроить усадьбу наследника российского престола. Работы в Павловске он начинает с создания великолепного регулярного парка, так называемого «Собственного сада».

В 1782 году был заложен и дворец. Неподалёку от дворца Камерон создает несколько замечательных архитектурных композиций, состоящих из мостков и павильонов, особенно примечателен среди них близкий к античному «Храм Дружбы» (1780 – 1782 гг)., интересны павильон «Трех граций», «Колонада Аполлона». Павловский ансамбль единодушно признается вершиной отечественного паркостроения и архитектуры конца XVIII века.

В эти же годы Камерон выполняет многочисленные поручения императрицы по украшению ее резиденции. Екатерина мечтала воссоздать в царском Селе атмосферу древнего Рима. Чарльз Камерон строит двухэтажный корпус с восточной стороны Большого Екатерининского дворца. На первом этаже располагаются Холодные бани, на втором – парадные, так называемые Агатовые комнаты.

Выстроенные в новом для России стиле классицизма, богато отделанные агатом, яшмой, мрамором и позолоченной бронзой, эти помещения поражали воображение. Кроме того, на уровне второго этажа архитектор создал диковинный Висячий сад. От него к озеру в парке у Большого дворца вела галерея-колоннада (Камеронова галерея), завершающаяся эффектной лестницей, богато украшенной бронзовыми скульптурными фигурами. Весь ансамбль роскошных сооружений был завершен зодчим в 1783 – 1786 гг.

Современники свидетельствуют, что Чарльз Камерон обладал весьма неуживчивым характером, не терпел вмешательства в свою работу, исключением не были даже члены императорской семьи. Особенно недолюбливал архитектора Павел, постепенно он отстранил Камерона от работ в Павловске и с 1788 года тот работал исключительно в Царском Селе. Здесь он создает такие шедевры интерьера, как Зелёная и Купольная столовые, анфилада покоев Екатерины (Зубовский корпус), – Опочивальня, Диванная (Табакерка) и др.

Интересно, что наряду с дорогостоящими элементами декора, как инкрустация слоновой костью, Камерон применял оригинальные и совсем недорогие методы, такие, как стекло с подкладкой из цветной фольги.

Царица также пожелала иметь неподалеку от своей резиденции точную копию Софии Константинопольской и создание «Византийской» церкви поручила своему любимому архитектору. Камерон начал работы в 1782 году. Правда, шотландец имел весьма слабое представление о византийской архитектуре, поэтому собор получился больше похожим на построенную Палладио в Виченце виллу Капра ла Ротонда.

Взойдя на престол, невзлюбивший зодчего Павел I, отстранил его от всех работ, отобрал царскосельскую квартиру, однако покинуть Россию архитектору не позволил. В этот сложный для Камерона период, его выручил К. Разумовский, он приглашает зодчего на Украину и поручает ему строительство дворца в Батурине.

Строительство было начато в 1799 году, был выполнен большой объем работ, – построен дворец, служебные постройки, разбит и благоустроен парк. Но в том же 1799 году царская семья снова возвращает архитектора на службу и поручает ему строительство моста через р. Славянку. В 1802 году ему предлагают пост главного архитектора Адмиралтейств-коллегии, предоставляют квартиру в Михайловском замке.

Чарльз Камерон составляет план строительства водопровода и канализации в Кронштадте, проектирует Андреевский собор. Однако 31 мая 1805 года архитектора вновь уведомляют об отставке, а строительство собора по его проекту поручают А. Захарову.

Скончался Чарльз Камерон в марте 1812 год

http://www.peterburg.biz/


 

Как известно, в Царском Селе есть так называемые Холодные бани. В эти дни для них наступила жаркая пора. За знаменитые Агатовые комнаты наконец-то взялись реставраторы. Это строение пощадила война, но время было беспощадным. Корпусу предстоит глобальная внутренняя реставрация. Самая сложная часть работ связана с укреплением уникальной облицовки из натурального камня. Рассказывают«Новости культуры».
«Терем, Олимпу равный, где камни горели, как тучи звезд» – такими пафосными словами Гавриил Державин, стремившийся восславить заказчицу этого сооружения, описывал царскосельское чудо шотландца Камерона. Комплекс Холодных бань, повторяющий архитектуру римских терм, и знаменитые Агатовые комнаты. Екатерина хотела, чтобы вся Европа заговорила о ее резиденции, и Камерон справился с поставленной задачей.
«Это совершенно беспрецедентная работа, ничего подобного в мире не существовало. Да, облицовывали стены дворцов, отделывали внутри, но это был мрамор, а не такой природный камень», – поясняет директор царскосельской янтарной мастерской Борис Игдалов.
Комнаты, облицованные природным камнем, носят название агатовых, но в этом есть одна неточность. Во времена, когда отечественная минералогия переживала период становления, мясным агатом называли яшму, которую добывали на Уразовском месторождении в Башкирии. Красный камень с белыми прожилками впервые использовался для оформления интерьеров.
«Идея отделать интерьеры природными уральскими камными существовала еще у Елизаветы Петровны, но это труднейший для обработки материал, второй после алмаза. Из него делали маленькие поделки на стены», – рассказывает старший научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ирина Степаненко.
Царскосельская легенда повествует о первой реакции Екатерины на работу фонтанирующего идеями шотландца. Императрица воскликнула: «Красиво, но как дорого стоит!». Каждая деталь интерьера прорабатывалась архитектором в десятках эскизов. В отделке использовалось три вида яшмы: уразовская, кашкудинская и калканская.
Во время войны в Холодных банях располагался немецкий офицерский клуб и конюшня. Большой дворец, находящийся неподалеку, дважды горел, но корпус Камерона как будто спрятался под огромным колпаком. Сегодня там говорят исключительно о научной реставрации, никакого новодела и воссоздания. Первый этап – антиаварийный. Лепнина над сводами Агатового кабинета за 220 лет золотилась четырьмя разными способами.

«Каждый новый сантиметр готовит нам сюрпризы. Процесс обучения реставратора бесконечен, до конца дней учиться можно», – замечает художник-реставратор Наталья Фомичева.

В одной из главных загадок комнат состав мастики, удерживавшей в течении  двух столетий каменную облицовку, определяли специалисты комитета по охране памятников. Сейчас стены из яшмы похожи на тело пациента, подвергаемого болезненной, но необходимой процедуре.

«Там, где все помечено белыми точками, это пустоты. Я все это простучал, пометил, и начали шприцевать раствором из ацетона, спирта, скипидара, воска и мастика», – поясняет художник-реставратор по камню Александр Соловьев.

Характер и объем утрат предполагает замену части пластин из полудрагоценных камней. За десять лет по инициативе бывшего директора заповедника Ивана Саутова для Агатовых комнат было закуплено около тонны материала.

2010 год – юбилейный для Царского Села – может стать переломным для комплекса Холодных бань и Агатовых комнат. Крупная российская компания заинтересовалась судьбой этого шедевра. Детали переговоров держатся в секрете, но есть шанс, что начавшийся реставрационный процесс будет продолжен и приведет к возрождению еще одной Царскосельской легенды.

http://tvkultura.ru/

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники