интересные лекции по истории искусства в нашем виртуальном классе

Мир художника Эндрю Уайета

23 Август, 2016 (20:00) | дополнительные материалы | By: chandra

15 января 2009 года умер во сне, на 92-м году жизни, Эндрю Уайет – один из самых прославленных и один из самых обесславленных художников в истории Америки. Отпрыск красочной художественной династии, отшельник, певец американской провинции, он писал акварелью и темперой трагические портреты домов, дорог, вещей, времен года, ручьев и людей. Его работы, отнесенные искусствоведами к категории реалистических, возбудили тем не менее бесконечные дебаты о природе модернизма и разделили общественное мнение еще резче, чем дебаты по поводу его современника, другого Эндрю – Уорхола.

Andrew Wyeth.  The Wyeths are a multi-generational family of artists and painters, beginning with N.C. Wyeth and continuing with Jamie Wyeth and others.:

В документальном фильме “Реальный мир Эндрю Уайета” (1980) художник, вспоминая об отце, рассказывает и более важные подробности своего детства:

“Рисовать я начал очень рано, и меня учили приходивший на дом преподаватель, сам отец и его друзья – отец считал, что художнику колледж не нужен. Он говорил: ‘Чтобы жизнь ребенка была творческой, он должен иметь собственный мир, принадлежащий только ему’. И он почти добился своего. Еще немного, и я навсегда остался бы в Шервудском лесу Робин Гуда. Оттуда я все-таки выбрался, но ушел не в колледж, а в свой мир”.

Что же это был за мир? Отчасти о нем дает представление биограф Уайета Ричард Меримен:

Важнейшая особенность творчества Эндрю Уайета в том, что художник всю свою жизнь прожил только в двух местах: в Чеддс-Форд, штат Пенсильвания, и на океанском побережье Мейна, где у семьи был летний дом. Он рисовал только два этих места. Он делал портреты только жителей этих городков – своих друзей и соседей. Так что если говорить о “мире Эндрю Уайета” в терминах географических, то он – крошечный. Но другая особенность Эндрю была в том, что он находился в долгих, теснейших, интимных отношениях и с людьми, которых он писал, и с их домами, и с видами, которые открывались из их окон. И испытывал сильнейшие чувства ко всем своим объектам. Ему однажды позвонили из Госдепа и сказали, что в Советском Союзе хотят выставить его портреты негров. Эндрю сказал: “Я не пишу негров. Я пишу своих друзей”. И отказался. Я как-то спросил его, как он смог перевести свои эмоции в плоскость картин. Он сказал: “Если чувства сильные, рука это знает”

Andrew Wyeth: Evening at Kuerners (1970):

Andrew Wyeth: Evening at Kuerners (1970)

Her Room

Far from Needham, 1966:

Far from Needham, 1966

Jacklight

“Winter Fields,” 1942.:

“Winter Fields,” 1942.

Adrift, 1982:

Adrift, 1982

Portrait of Henriette, Andrew Wyeth:

Portrait of Henriette, Andrew Wyeth

Anna Christina, 1967:

Anna Christina, 1967

Corner of the Woods, 1954:

Corner of the Woods, 1954

Faraway, 1952

Andrew Wyeth:

‘Distant Thunder’ 1961 

Karl, 1948:

Karl, 1948

В выборе объектов Уайетом не обязательно руководила любовь или восхищение, но обязательно – сильное чувство. Например, соседа-немца Карла Кёрнера Эндрю больше боялся, чем любил. Он привязался к Карлу после смерти отца (“Такие же жесткие немецкие губы”, – говорил он). Кёрнеры отдали Эндрю под студию светлую кладовку с крюками для подвешивания колбас на потолке, и под одним таким крюком Уайет сделал портрет Карла – вояки, немца, гордеца – один из лучших американских портретов. Из картин Уайета, созданных в доме Кёрнеров, кажется, самая знаменитая – столовая в светло-желтых тонах: окно и край стола с пустым обеденным прибором. Картина называется “День сурка” – день, когда решают, наступила ли весна. И комната ждет. Весны ли? Возвращения хозяина?..

Как технически художник добивался такого эмоционального эффекта? Он начинал с акварелей, но перешел на древнюю темперу – порошковые краски, размешанные яичным желтком.

Акварель слишком открыто выявляла его порывистость, – писал биограф художника Меримен. – Это просто видно, как его кисть летит… всё в движении. Слишком откровенная, слишком стремительная живопись, почти свирепое выражение чувств. А темпера делается мелкими тоненькими мазками, очень точными и подробными. Для Уайета такая скрупулезность служила компрессором чувств. Обманчиво гладкий покров темперы – как крышка на котле, из которого рвутся эмоции.

[flickr_set id="72157631797047235"]

Марина Ефимова 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Contact Form
Use the contact form

Name:

E-mail:

Message: