интересные лекции по истории искусства в нашем виртуальном классе

Мазаччо

22 Сентябрь, 2016 (18:14) | дополнительные материалы | By: chandra

В книгах по истории Флоренции, искусству флорентийских мастеров, воспоминаниях, старинных хрониках, путевых заметках вы найдете лишь слабое отображение родины итальянского Возрождения. Этот фантастический город, порой наяву кажется нереальным, необъяснимым и загадочным, как бесконечная звездная Вселенная не вмещается ни в какие тексты. Жизнь Флоренции подчинена искусству, главенствующему над всем. Невольно возникает вопрос: не для того ли Творец создал на Земле жизнь, чтобы появилось искусство как основной продукт человеческой деятельности?

Автопортрет (в центре), фрагмент фрески «Св. Петр на кафедре» из капеллы Бранкаччи

Автопортрет (в центре), фрагмент фрески «Св. Петр на кафедре» из капеллы Бранкаччи

В начале 1960-х годов в первый период увлечения Флоренцией я увидел потрясшие меня монохромные репродукции фресок Томазо ди сир Джованни ди Симоне Кассаи (1401–1428), прозванного Мазаччо (мазила, неряха). Пусть читателя не смущает его длинное имя, он не из знатного рода. Он жил с больной матерью в чужом доме, его прославленные фрески не принесли средств на приобретение собственного жилища и содержание мастерской. Поэтому флорентийцы постоянно видели художника, заляпанного краской. После его смерти обнаружилось, что он не имел имущества, остались лишь долги, беспомощная мать и гениальные фрески в базилике Санта Мария дель Кармине (Святая Мария Кармелитская), изменившие представление современников и потомков о живописи.

Монастырский храм нищенствующего ордена кармелитов заложен в 1268 году в Ольтрарно (за Арно, Заречье), в квартале ремесленников. Ничем не примечательная церковь в первой четверти XV века, благодаря фрескам, украсившим стены капеллы Бранкаччи, превратилась в “школу всего мира”. Ее соорудили, исполняя волю удачливого торговца шелковыми тканями Пьеро ди Пьювикезе Бранкаччи. Потомок купца, дипломат и общественный деятель Феличе ди Микеле Бранкаччи в 1424 году пригласил Мазолино расписать капеллу, год спустя художник покинул Флоренцию, порекомендовав вместо себя Мазаччо. Проработав в капелле более трех лет, он в 1428 году отправился в Рим и вскоре умер. Фрески Мазаччо потрясли современников, ничего подобного до него не создавалось. Во Флоренцию устремились художники увидеть чудо и поучиться. Специалисты утверждают, что после смерти Джотто в течение 90 лет не появилось ни одного художника, внесшего существенный вклад в искусство живописи. Бернсон называл его “воскресшим Джотто”.

SANTA MARIA DEL CARMINE. CAPPELLA BRANCACCI

Мазаччо опередил всех современников, через 130 лет после его смерти Вазари писал: “И потому труды его заслуживают неисчислимых похвал главным образом за то, что он в своем мастерстве предвосхитил прекраснейшую манеру нашего времени”. Один из феноменов Мазаччо Вазари раскрыл в первых фразах очерка о нем: “Таков уж обычай природы, что когда она создает человека, превосходящего в какой-либо деятельности, то сплошь да рядом создает его не в единственном числе, но в то же самое время и где-нибудь поблизости от него создает и другого, с ним соревнующегося, чтобы они могли принести пользу друг другу доблестью и соперничеством. И помимо исключительной пользы для самих соревнующихся, это безмерно воспламеняет души потомков их, вселяя в них стремление со всяческими стараниями и трудолюбием достичь тех почестей и той славной известности, коими, как они повседневно слышат, громко прославляются их предки. А что это так действительно бывает, доказывает Флоренция, породившая в течение одного поколения Филиппо [Брунеллески], Донателло, Лоренцо [Гиберти], Паоло Уччелло и Мазаччо, из коих каждый был в своем роде превосходнейшим и благодаря им не только сошла на нет грубая и неуклюжая манера, господствовавшая в то время, но и прекрасные их творения возбудили и воспламенили души их потомков настолько, что занятие их делом достигло того величия и того совершенства, которое мы видим во времена наши”.

Феликс ЛУРЬЕ

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники