Гауди как алхимик
Во всей алхимической лаборатории центральный и самый отличительный инструмент – это печь для плавления, также известная как атанор. Описания ее формы и строения, а также записи о ее полезности, ко всему прочему являются убедительным доказательством того, что алхимия была не только духовной практикой или одной из форм мистицизма, но прежде всего предполагала работу над некоторыми минералами и весьма конкретные физические операции.
Это и далее всё умное – по материалам философского портала Арктогея
Восхитительный материал!
———————————————–
Вот мои фотографии из парка Гуэль.Угадываюсь за саламандрой в бежевой куртке
Атанор Гауди
На парадной лестнице, ведущей внутрь парка Гуэль, можно увидеть странный декоративный мотив, в котором мы без труда узнаем атанор. Внутри него расположен камень, постоянно мокнущий под маленьким фонтанчиком, вода из которого льется от этого места и вплоть до начала парадной лестницы таким образом, что поток проходит под прекрасной саламандрой, которая словно спускается с лестницы, и заканчивается маленьким каскадом, созданным из беспорядочно расположенных камней, покрытых мхом и папоротниками.
В некоторых случаях эта фигура представляет собой треножник, который напоминает тот, на котором располагалась дельфийская пифия, произносившая свои пророчества, но очевидно, что “треножник” парка содержит в себе лишь неотесанный камень, да и сам размер треножника не сопоставим с дельфийским.
Таков атанор парка Гуэль, и таким его можно увидеть сегодня, но еще недавно это место было совсем иным. Основание атанора было таким же, но в метре от поверхности земли его форма была другой – он служил опорой для огромного яйца покрытого мозаикой – trencadis – столь типичной для гаудианской отделки. Это яйцо, имевшее между полюсами длину не более 1,5 м, сейчас можно увидеть на открытках, продающихся в парке.
Атанор Гауди, содержащий в себе неотесанный камень и освобождающий саламандру
То же самое место, сфотографированное с другой позиции и в иное время: на месте атанора находилось яйцо
Мы не сочли нужным выяснять причину, по которой оригинал атанора был заменен этим яйцом, потому что в конце концов, последняя реставрация вновь вернула атанор на свое место. В действительности, и то и другое – идентичные символы. Как неотесанный камень, который содержится в атаноре – это первичная материя (Materia prima), так и яйцо, содержащее в себе зачаток всего сущего. К тому же герметизм не делает различий между одним и другим символом. В работах алхимиков нередки аллюзии на “философское яйцо”, внутри которого обжигается Materia prima Великого Делания. Мы считаем, что оригинальность, и явная неоднозначность этих элементов являются достаточными причинами, чтобы остановиться и поразмышлять над ними.
Структура атанора
Огонь обычно находится в нижней части атанора и регулируется при помощи воздуха, который подается через меха, или через трубку. Именно от подачи воздуха зависит большая или меньшая интенсивность пламени и последовательная смена температур. Не все алхимические операции производятся при одинаковой температуре. Алхимические тексты настаивают на том, что в некоторых случаях нужна постоянная температура (как та, при которой курица высиживает яйца). Тем не менее, в какой то момент нужен резкий скачок тепла. Такой эффект достигается именно при помощи регуляции притока воздуха.
В точности такой же процесс происходит в человеческом теле. Если атанор является копией тела, очевидно, что существует связь между температурами печи и человеческого тела. Чтобы понять это, необходимо вспомнить основы йоги.
Согласно теориям разных школ йоги, в основании позвоночника находится свернувшаяся змея, ее нужно разбудить, чтобы она поднялась по позвоночному столбу. Это достигается при помощи контроля над дыханием. Сложно не увидеть в вышесказанном огонь, горящий в основании атанора, при этом регулирование дыхания, т. е. вход и выход воздуха в легкие – суть эквивалент мехов.
Классические тексты алхимиков предпочитают представлять атанор, как разновидность маленькой башни покрытой куполом, внутри которой находится яйцо, содержащее первичную материю. Антонио Гауди в максимальной степени схематизировал эти элементы и редуцировал их до минимального, функционального изображения. Но это не должно вводить нас в заблуждение; существует множество видов алхимических печей, чьи характеристики и происхождение конструкции подробно описаны в работах по химии XVII века. Атанор Гауди является копией модели, представленной на главном портике собора Нотр-Дам де Пари.
Атанор собора Нотр-Дам в Париже в руках у фигуры, находящийся внутри медальона
Также в некоторых классических текстах даются исчерпывающие указания. Отошлем читателя лишь к наиболее, как нам кажется, показательному тексту – книге “Открытый вход в закрытый дворец Короля” Иринея Филалета, глава XVIII.
О дальнейшем низведении ума в сердце читаем в источнике
последние комментарии