интересные лекции по истории искусства в нашем виртуальном классе

Есть ли секреты у натюрмортов?

17 Ноябрь, 2015 (18:23) | дополнительные материалы | By: chandra

В преддверии завтрашнего вебинара по голландскому натюрморту

Голландский натюрморт

Натюрморт (фр. nature morte — «мёртвая природа») – это тот редкий жанр живописи, где изображенные вещи, находясь в тесном взаимодействии между собой, вступают в «общение» и с нами, зрителями.
Мы с удовольствием рассматриваем в музеях натюрморты старых мастеров, хотя живое и естественное  в природе, становится в них чаще всего вещью, неодушевленным или мертвым предметом. Искусство натюрморта учит нас видеть, любить и понимать мир, воспринимая его непреходящую ценность.
В натюрмортах художники не изображают вещи «с натуры», а предварительно подбирают и выстраивают их в соответствии со смысловой и художественной задачей.

Итак, чтобы стать объектом натюрморта, плоды и фрукты должны быть сорваны, цветы – срезаны, рыбы, звери и птицы – отловлены и убиты. Таким образом, объекты превращаются в символы, а сами картины содержат в себе некие сообщения, тайнопись, значения которых особенно у старых мастеров отличаются большим разнообразием.
Долгое время натюрморт имел лишь вспомогательные значение, украшая картины других жанров, или имел утилитарную прикладную функцию, например, в качестве украшения ширм, створок шкафов или для маскировки ниш.

«Золотым» веком натюрморта стал XVII век, когда он окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи, особенно в творчестве голландских и фламандских художников. Тогда же для обозначения натюрмортов появился термин – «тихая, застывшая жизнь» (голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still-life). Голландский натюрморт, показавший мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью – уникальное культурное явление, оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской живописи.
Тогда в Голландии работали сотни мастеров этого жанра. Различные регионы страны специализировались на определенных видах натюрморта: Харлем – «завтраки»; Утрехт – цветочные букеты; Гаага – рыбные натюрморты; университетский Лейден – натюрморты о бренности жизни; Антверпен – декоративные полотна с цветочными и фруктовыми гирляндами.

Эстетика натюрмортов оказалась приятной как для голландцев, так и для иностранцев, приобретавших с удовольствием эти картины для украшения своих жилищ.
Словно на витрине, художник расставляет перед нами кухонную утварь, цветы, фрукты, предметы быта, заморские диковинки, желая через их красоту рассказать о благосостоянии своей родины, и, казалось бы, все в них просто и понятно.
Однако так уж ли они просты, и правильно ли мы понимаем натюрморты, особенно старинные?

androphilia: Still-Life of Flowers by Jan van Huysum, 1734: Still-Life of Flowers by Jan van Huysum, 1734

Можно ограничиться впечатлением от созерцания изображений: любоваться мастерством живописца, яркостью красок, особенностями передачи фактуры, в то время, как натюрморты часто несут в себе важное скрытое значение. При этом изображения предметов, в большинстве случаев знакомых, наделяются дополнительным символическим значением.
Секрет «чтения» натюрмортов заключается в расшифровке сложной системы символов и знаков, свойственных эпохе, и использовавшихся старыми мастерами.
Зрителю предлагается некая интеллектуальная игра – отталкиваясь от реальностей натюрморта, выйти на путь сложных ассоциаций. Это значит, что для зрителей, не знакомых с традициями той эпохи «многослойность» натюрмортов часто не доступна. Однако любые интеллектуальные игры при «чтении» натюрмортов не должны затмевать изумительной красоты полотен и восхищения мастерством художников.

Возникновение жанра голландского натюрморта необходимо рассматривать в контексте кальвинизма (направления протестантизма), как духовного движения, наиболее характерного для Голландии. Картины из церквей удалялись, ибо считалось, что искусство не касается существа веры, и протестантская служба не нуждается в чувственном обрамлении – она более для слуха, чем для глаза. Искусству оставлялась лишь задача укрепление морали.
Это ускорило развитие светских тенденций в искусстве, и картины стали переселяться в дома бюргеров. Это поощряло обращение голландских художников к жанру натюрморта.
Первые «stilleven» были сюжетно просты, изображение в них выстраивалось торжественно
и чинно: хлеб, бокал вина, рыба – символы Христа, нож  – символ жертвы, лимон – символ неутоленной жажды; орехи в скорлупе – душа, скованная грехом; яблоко напоминает о грехопадении и так далее. 

Постепенно сформировался классический натюрморт с его излюбленными сюжетами: цветы, кухонная и бытовая утварь, атрибуты искусства, книги, овощи и фрукты, дары моря и охотничьи трофеи. Все это множество вещей имело тайный подтекст, указывая на человеческие добродетели и грехи.
Часто встречались символы, напоминавшие о бренности человеческой жизни:
череп – напоминание о неизбежности смерти; гнилые фрукты – символ старения;
зрелые плоды – плодородие; ростки зерна, ветви плюща – символы возрождения и круговорота жизни; горящая свеча – символ человеческой души, её затухание символизирует уход; курительная трубка – символ быстротечных наслаждений; зеркала и стеклянные шары – символы тщеславия; бутылка – символ греха пьянства.

Still life,detail,Jan van Huysum (1682-1749): Still life,detail,Jan van Huysum (1682-1749

Кубки, игральные карты или кости – знак поиска удовольствий и грешной жизни.
Пустой стакан, противопоставленный полному, символизировал смерть. Золотые и серебряные вещи напоминают о недолговечности роскоши. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор – чистоту. Песочные и механические часы — быстротечность времени. Книги и географические карты, писчее перо, глобус – символы наук. Оружие и доспехи – символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу. Ключи символизируют сокрытие чего-либо, а с другой стороны – это доступ к сокрытому.

Willem Claeszoon Heda, Banquet Piece with Mince Pie, (1635):

Willem Claeszoon Heda, Banquet Piece with Mince Pie, (1635)

Still life, Willem Heda (1635) . Objects and windows reflected in glass:

Still life, Willem Heda (1635) . Objects and windows reflected in glass


Часто в натюрмортах изображали насекомых, птиц и зверей. Мухи и пауки, например, считались символами скупости и зла, а ящерицы и змеи – символами коварства. Раки или омары олицетворяли превратность судьбы или мудрость.

В цветочном натюрморте символика еще более многозначна. Букет в вазах уподоблен человеческой жизни, а увядшие цветы и осыпавшиеся лепестки – знаки бренности. Символы скромности и чистоты – ландыши, фиалки, незабудки. Цветы часто изображали в окружении бабочек, символизирующих бессмертную душу.

Willem van Aelst - Flower Still Life with a Watch, 1663 from the Royal Picture Gallery in Mauritshuis - The Hague and displayed at the National Art Gallery Washington DC, via Flickr.: Willem van Aelst – Flower Still Life with a Watch, 1663 from the Royal Picture Gallery in Mauritshuis

Vase of Flowers (Lower Right Detail) 1722, Jan van Huysum

В XX веке художники сделали натюрморт знамением научно-технического прогресса.
Трубы, металл, приборы, газеты, консервные банки, бутылки и т. д. – словом, все символы современной цивилизации с ее достижениями и потерями стали объектами натюрмортов.
Но были художники, создававшие и в XX веке натюрморты, которые хочется назвать «тихая, застывшая жизнь». Так натюрморты итальянца Д. Моранди (1890 – 1964) в духе магического реализма, одушевлены и добры. Его «герои» – бутылки и кухонная утварь полны сострадания к их владельцам Они, кажется, испытывают тревогу и заботу о заблудших. Они, словно, тихо молятся о нас.

моранди - Поиск в Google:

Джорджо Моранди

Итак, натюрморты – это не только «тихая, застывшая жизнь», а и суровая духовная битва. Здесь добро борется со злом, тьма со светом, жизнь со смертью. Здесь нашему глазу открывается невидимая душа вещей, призывая вспомнить о «невидимой борьбе» в собственных  душах.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Write a comment





Contact Form
Use the contact form

Name:

E-mail:

Message: