интересные лекции по истории искусства в нашем виртуальном классе

“Экспрессии” Шарля Лебрена

27 Октябрь, 2013 (18:31) | дополнительные материалы | By: chandra

 Сейчас только закончился вебинар по барокко – по свежему следу выкладываю доп.материал, который частично фигурирует в презентации.

В 17 веке эмоции называли страстями. Азбукой выражения эмоций в живописи стала знаменитая серия Шарля Лебрена “Экспресии”.Лебрен разработал теорию `экспрессии`, говорившую о том, какое выражение должно принять лицо человека, охваченного той или иной `страстью` – гневом, радостью, страхом. 

 

 

 

Физиогно́мика (от греч. φύσις — природа, γνώμων — мысль, познавательная способность) (устар., прозопология (др.-греч. πρόσωπον — лицо, λέξη — слово) или прозопомантия (др.-греч. πρόσωπον — лицо, μαντεία — гадание)) — вненаучный метод определения типа личности человека, его душевных качеств и состояния здоровья, исходя из анализа внешних черт лица и его выражения.
«Впервые термин, о котором идет речь, употреблен, насколько можно судить, Гиппократом, на которого ссылается Гален».
В «науке» древности и некоторых позднейших эпох — учение о необходимой 
связи между внешним обликом человека (и любого животного) и его характером.

википедия

File:Porta title.jpg

Обложка труда Джамбаттиста делла Порта «De humana physiognomica»

 Попытка Шарля Лебрена кодифицировать визуальное выражение эмоций в живописи.

 Шарль Лебрё́н  (фр. Charles Le Brun,  24 февраля 1619, Париж — 22 февраля 1690,  Париж) — французский художник и теоретик искусства, глава французской художественной школы эпохи Людовика XIV.

File:Le brun.jpg

 Портрет художника работы Никола Ларжильера

 The goal of physiognomy is to judge character according to features of the face. Le Brun studied the lines linking different points of the head in a complex geometry which revealed the faculties of the spirit or character. Thus, the angle formed by the axis of the eyes and the eyesbrows could lead to various conclusions, depending upon whether or not this angle rose toward the forehead to join the soul or descented toward the nose and mouth, which were considered to be animal  features. Here are some of the many drawings by Charles Le Brun which concern the correlation between the human face and that of the animal. здесь

 

 

 Лебрен действительно разработал классификацию страстей, каждую из которых представил в виде четко фиксированного мимического выражения, своего рода маски страсти. Страсть, согласно Лебрену, это “движение души”, которое передается мускулам и отражается на внешнем облике человека. Сокращение мышц осуществляется за счет воздействия на них “духов”, переносимых кровью. Кровь проходит через сердце, которое ее нагревает или разрежает и затем передает в мозг. “Мозг, наполненный таким образом, посылает эти духи другим частям тела через нервы, которые похожи на маленькие нити, или трубы, переносящие эти духи к мышцам в зависимости от того, нуждаются ли они в производстве того действия, к каковому предназначены. Так, та часть, которая действует больше, получает больше духов и соответственно раздувается больше, чем те, которые их лишены и которые в результате этого лишения выглядят более вялыми и втянутыми в тело, чем другие”. Страх, да и только…  

Сочинения мсье Лебрена о физиогномике как о подсобной учебной дисциплине для художников очень ценились в 17 веке. Например, такой трактат: “Способ научиться отгадывать душевные движения. Сокращенное изложение чтения г-на Лебрена о физиогномике” (1702).  В последующем, более полном французском издании  сей опус получил другое заглавие: “Выражение душевных состояний, представленных во многих гравюрах голов по рисункам покойного Лебрена” (1727). Но самый главный его шедевр – это, конечно, физиономии, которые Лебрен изобразил в своем “Traite de I’Expression” (“Трактат о выражении лица”): человеческие лица с орлиными, верблюжьими или овечьими носами…  


Страсти в классификации Лебрена расположены по нарастающей, и каждая более сильная страсть является вариантом предыдущей. Различие между их выражениями в основном осуществляется за счет акцентировки тех черт, которые уже присутствовали в предыдущей страсти. Всё происходит так, как будто в соответствующие части тела устремляется всё больше и больше духов, раздувая их и деформируя телесную оболочку. К примеру, сильный страх является развитием тех черт, которые обнаруживались в презрении. В свою очередь, ужас выступает предельным развитием схемы сильного страха: глаза и рот максимально открыты, мускулы щек предельно очерчены, волосы вздыблены. Охваченный ужасом человек трансформируется в хищника, в монстра, в животное… 

источник 

 

  Шарль Лебрен написал трактат «О методе изображения страстей», где пытался установить, какие именно мышцы лица работают, когда человек испытывает то или иное чувство. К примеру, о выражении страха Лебрен писал следующее: «Страх, когда он очень силен, выражается в том, что у пораженного им брови сильно подняты в середине, а мускулы, вызывающие их движение, резко обозначены, тесно сжаты и падают на нос, который как бы стянут в верхней части…» Поэтому субъект, на самом деле переживающий страх или тревогу, имеет довольно выразительные типические характеристики: глаза округляются, двигаются быстрее (активизируется т.н. поисковая активность); брови поднимаются и сводятся в одной точке, для того, чтобы расширить поле зрения; нижние веки напряжены; от волнения дыхание учащается, а для дополнительного притока кислорода раздвигаются крылья носа.

википедия

 

 

 

 

 

 

 

http://www.charleslebrun.com/site_anglais/album_physiognomon ies_english.htm

http://www.maitres-des-arts-graphiques.com/-EXBa.html

http://www.cairn.info/

http://www.tumblr.com/tagged/charles%20le%20brun?language=ru _RU


Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Write a comment





Contact Form
Use the contact form

Name:

E-mail:

Message: