интересные лекции по истории искусства в нашем виртуальном классе

Джорджо де Кирико

11 Июль, 2016 (22:35) | дополнительные материалы | By: chandra

Итальянский художник и поэт Джорджо де Кирико, основатель “метафизической живописи”, еще до окончания Первой мировой войны создавал полотна, проникнутые какой-то немой таинственностью. Де Кирико считал, что “глубокое означает странное, а странное означает неизвестное и неведомое. Для обретения бессмертия произведению искусства необходимо, чтобы оно вышло туда, где отсутствуют здравый смысл и логика. Таким образом, оно приближается к сну и детской мечтательности”. О живописи де Кирико, пустынной, как чертеж, хорошо написано в той же книге Каптеровой.

Self Portrait in the Studio, 1935  Giorgio de Chirico:

Self Portrait in the Studio, 1935 Giorgio de Chirico

Giorgio de Chirico in his Studio, 1952. Photo by Herbert List:

Giorgio de Chirico in his Studio, 1952. Photo by Herbert List

 

[flickr_set id="72157634569709948"]

Он писал обычно трансформированные, словно навеянные сном городские пейзажи, где резко уходящие вдаль голубые площади тесно сжаты массивами зданий, отбрасывающих угловатые тени, где нет воздуха, разлит холодный ирреальный свет и стоит звенящая тишина. В застывшем отчужденном пространстве художник изображал первоначально маленькие затерявшиеся человеческие фигурки, отдельные предметы, данные в произвольном сочетании… статуи и гипсовые головы, обломки колонн и просто стереометрические тела… затем типичные для него манекены с яйцеподобными безликими головами.

Giorgio De Chirico_Melanconia_1912:

 Giorgio De Chirico_Melanconia_1912

И все это задолго до “Манифеста сюрреализма”, где Бретон отмечал: если в эпоху романтизма таинственным и волнующим были руины, то для современного человека символом чудесного становится манекен (знатокам Фрейда тоже известно о том особом беспокойстве, которое охватывает нас, когда мы не знаем, живой человек перед нами или искусно устроенный автомат).

Giorgio de Chirico:

Giorgio de Chirico (1888 - 1978) |  Metaphysical Art | The predictor - 1916:

Giorgio de Chirico (1888 – 1978) | Metaphysical Art | The predictor – 1916

Giorgio de Chirico - "The Disquieting Muses" - 1916-1918:

Giorgio de Chirico – “The Disquieting Muses” – 1916-1918

De Chirico:

Ощущения ирреальности де Кирико часто добивается средствами более тонкими, чем сюрреалисты: ничего буквально фантастического. Только слишком быстро убегают вдаль слишком прямые линии, слишком отчетливы контуры, слишком чисты краски (интересно, что строгие линии площадей Петербурга напомнили Андре Жиду картины де Кирико). Два кресла, стоящие “лицом” друг к другу, на его картинах могут привести нам на ум двух собеседников, усевшихся перед шкафом с выпучившимся зеркалом. Это при отсутствии совсем уж невероятных, вычурных видений. Именно такими иногда и бывают сны: все как будто обыденно, но проникнуто настроением жути. А ведь многие из тех, кто считает себя учеником Фрейда, как раз лишают сны тайны, обращая внимание не на общую тональность сна, а на конкретные предметы и действия, которым присваивается слишком уж прямое, простое и однозначное символическое значение. В очень узком соответствии с заветами учителя: король – отец, королева – мать, зонты, кинжалы, револьверы – мужские гениталии, пещеры, карманы, ворота – женские и т. П

 Giorgio de Chirico (1888 - 1978) | Metaphysical Art | The Two Masks - 1926:

Giorgio de Chirico (1888 – 1978) | Metaphysical Art | The Two Masks – 1926

Де Кирико участвовал в первой парижской выставке сюрреалистов в 1925 году, но впоследствии обратился к живописи как бы и реалистической, в которой все-таки ощущается некая “безуминка”. Успевши, однако, породить одного из самых ирреальных сюрреалистов.

ETTORE E ANDROMACA Georgio de Chirico  GIORGIO DE CHIRICO, Ettore e Andromaca, 1950. Oil on canvas. 90 x 70,5 cm.:

De Chirico – Hector et Andromaque (1942)

Giorgio De Chirico - The Archeologists:

Giorgio De Chirico – The Archeologists

"The Archaeologists" by Giorgio De Chirico (1968)//Oil on Canvas:

“The Archaeologists” by Giorgio De Chirico (1968)//Oil on Canvas

Portrait of artist's mother - Giorgio de Chirico:

Portrait of artist’s mother – Giorgio de Chirico

Текст – Из статьи  Александра  Мелихова  “Вдохновители и соблазнители”

===================

…основатель Метафизической школы Джорджо де Кирико по­чти не писал с натуры. Он изображал фантасти­ческие сюрреальные сцены. В его творчестве два главных периода. Самый главный — когда он со­здал свои метафизические пейзажи и натюрмор­ты, и второй, псевдоклассический, заполненный в основном автопортретами в исторических кос­тюмах. Работы второго этапа напоминают работы позднего Малевича и большой ценности, на мой взгляд, не представляют, а метафизические ком­позиции раннего де Кирико обладают огромной внутренней магией.

В этих пейзажах и натюрмортах перед нами театр с его искусственным светом, пустой сценой и черным задником, бутафорскими атрибутами и кукольными подобиями людей — странными де­ревянными манекенами.

Эти картины — о разлитости смерти в мире. Это театр смерти. Примерно в это же время Ста­лину пришла в голову оригинальная идея создать вечный театр смерти — мавзолей. В котором до сих пор идет спектакль: Ленин, «живее всех жи­вых», в том смысле, что «живой труп», живет после смерти, и, как выясняется, даже ежемесяч­но принимает ванну. Вероятно, Дали сделал бы это мытье публичным.

-Раппапорт А. – Девяносто девять писем о живописи (Очерки визуальности) – 2004

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Contact Form
Use the contact form

Name:

E-mail:

Message: