интересные лекции по истории искусства в нашем виртуальном классе

Бодегонос Веласкеса

3 Июль, 2016 (13:33) | дополнительные материалы | By: chandra

Испанское слово «бодегон» означает дешевый трактир или харчевню – соответственно к жанру бодегонес относились картины, изображающие сценки из жизни занятых едой и питьем простолюдинов. Местом действия могла стать как собственно харчевня, так и, например, кухня деревенского дома. Иногда фон вообще выбирался условный.
Севильский период Веласкеса отмечен необыкновенным интересом художника к этому жанру. Сохранилось около десятка подобных работ. Несмотря на то, что в рафинированной художественной среде сам жанр считался «низким», Веласкес подходил к работе над бодегонес со всей серьезностью. Примером тому может служить виртуозно написанная картина «Мулатка» (другое название – «Ужин в Эммаусе»), 1618 (внизу).Покидая Севилью, художник взял с собой свой лучший, по общему признанию, бодегонес «Водонос», 1620 (вверху). Эту работу он подарил одному из вельмож, помогавшему столичному неофиту на первых порах. Мастерство, проявляющееся в изображении ряда деталей (например, капли воды на кувшине), удивительно для столь молодого живописца, каким был тогда Веласкес.
Diego Rodriguez De Silva Velazquez - The Three Musicians, 1618:
Diego Rodriguez De Silva Velazquez – The Three Musicians, 1618
Diego Velázquez, The Water Seller of Seville, 1620.:
 Diego Velázquez, The Water Seller of Seville, 1620.
Diego Velázquez, El Almuerzo, 1617.:
Diego Velázquez, El Almuerzo, 1617.
The Lunch - Diego Velazquez:
Знаменитые бодегонес Веласкеса:  Это и очень ранняя картина “три музыканта” и знаменитая эрмитажная сценка в таверне, и “водонос” и три работы с одним и тем же реквизитом – (интересно наблюдать, как Веласкес создавал свои композиции пользуясь минимумом вещей: двумя графинами (зеленым, обливным, и белым) с двумя глиняными плошками и медной ступкой и пестиком.
Diego de Silva Velázquez-VELÁZQUEZ EN SEVILLA:
The Lunch – Diego Velazquez
Diego Velázquez (1599–1660)   Old Woman Frying Eggs (The Old Cook):
Diego Velázquez (1599–1660) Old Woman Frying Eggs (The Old Cook)

Здесь “женщина, жарящая яйца”, вот служанка, толкущая в ступке перец и минималистский натюрморт по переднему плану, чесночины, стручок красного перца, два яйца и четыре рыбешки (а на заднем плане – сцена “Христос с Марией и Марфою”, как на голландских гравюрах), что сразу переводит сюжет из бытовой в метафизическую плоскость (“хлеб наш насущный даждь нам днесь”). Вот другая кухонная сценка с той же служанкою и натюрмортом (на заднем плане – Христос в Эммаусе).

La Mulata, by Diego de Velázquez, 1616-1618:

La Mulata, by Diego de Velázquez, 1616-1618

… Здесь же еще одна знаменитая трактирная сценка с двумя захмелевшими юношами с уже знакомым, почти родным реквизитом:

Плошками, зеленым глазурованным кувшином и другим, необожженным, для воды. Здесь и “Севильский водонос”, сделанный в караваджевской манере, где водонос величественен как гранд Испании, а рубище сидит на нем благородно, как придворный наряд…

Эти ранние веласкесы, собранные вместе, делают понятной его столь стремительную карьеру.

Пачеко: “Следует ли ценить бодегонес? Ясно что да, если они написаны так, как писал их мой зять, не имея себе равных в этой области

Мой зять Диего Веласкес да Сильва, будучи юношей, оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью. Он изображал его в разных видах и позах: то плачущим, то смеющимся, не останавливаясь ни перед какими трудностями…”

Ирония судьбы: Короли, папы, герцоги, кардиналы, принцы платили Веласкесу огромные деньги за портреты ; но все начиналось с безымянного крестьянского мальчика, которому платил сам художник и которого увековечил.

из статьи Виктора Ярошенко

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Contact Form
Use the contact form

Name:

E-mail:

Message: