интересные лекции по истории искусства в нашем виртуальном классе

Барокко Рубенса

5 Апрель, 2016 (18:33) | дополнительные материалы | By: chandra

Пожалуй, есть смысл отнести его к “бюргерскому” барокко, характерному как раз для Фландрии (ныне Бельгия), родины художника. Если брать барокко в целом, то это сложнейшая система: она сплошь сплетена из парадоксов, интуитивно воплощающих противоречия Бытия, из стихийной мощи и нерв-ного перенапряжения, из контрастов света и тени, христианской экзальтации и эпикурейского любования материей. Дух барокко одушевлял Микеланджело и Шекспира, Бернини и Джона Донна, он ощутим и в фугах Баха.

Рубенс — в этом же ряду. Но его мощь, его страсти — это как бы нечто внешнее. Как сказал наш поэт, “и царствует в душе какой-то холод тайный…”. Не то чтобы холод, но, скорее, тайное спокойствие царит в душе Рубенса, когда он изображает нам все эти бешеные страсти, эти вихри животрепещущей плоти на своих полотнах. Взять хотя бы его картины, изображающие схватки диких животных с людьми: “Охота на гиппопотама”, “Охота на тигров и львов” . На первый взгляд, вот уж где “буйство глаз и половодье чувств”! Смешались в кучу кони, люди, крокодилы, тигры, псы… Но — всё это как-то слишком уж композиционно выстроено: кони живописно вздыблены, всадники эффектно одеты (специально готовились для позирования?), да и дикие звери не напоминают ли слегка стаффаж?

Охота на гиппопотама:

Так и представляется, что Рубенс больше думал о задачах “чисто” художественных — о создании ярких эффектов, о композиции, распределении оттенков и пр. Такими картинами можно любоваться, но вряд ли они кого-то взволнуют.

В. Вахрушев

[flickr_set id="72157629705043766"]

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Contact Form
Use the contact form

Name:

E-mail:

Message: